Общая характеристика пилотажного комплекса. вертолета
Пилотажный комплекс вертолета обеспечизает полет в автоматическом режиме или полуавтоматическое управление по данным командных (директорных) приборов по этапам маршрута полета, при выполнении захода на посадку и при висении.
ПКВ служит для улучшения характеристик устойчивости и управляемости вертолета и для автоматизации управления его тра — екторным движением.
Пилотажный комплекс (рис. 10.17) представляет собой аналоговое вычислительное устройство, в которое входят:
— система траєкторного (автоматического) управления (СТУ);
— система директорного (полуавтоматического) управления (СДУ);
— система гашения колебаний груза на внешней подвеске
(СГК);
— вертолетный унифицированный автопилот (ВУАП);
— центральный пульт управления (ЦПУ).
В ПКВ поступают данные от датчиков информации и навигационного комплекса вертолета.
Датчиками информации являются: радиовысотомер (РВ), малогабаритная гировертикаль (МГВ), корректор-задатчик высоты (КЗВ), корректор-задатчик приборной скорости (КЗСП), датчики системы внешней подвески (СВП), ДИСС и другие навигационные системы, входящие в НК вертолета.
Принцип действия пилотажного комплекса вертолета основан на измерении датчиками комплекса и взаимодействующих с ним систем параметров движения вертолета и преобразования полученной информации в управляющие сигналы.
Вырабатываемые ПКВ управляющие сигналы обеспечивают автоматизацию демпфирования и стабилизации вертолета по крену, курсу и тангажу, выдерживания заданной скорости и барометрической высоты висения, полета по ЛЗП, полета с огибанием рельефа местности, вертикального снижения до высоты принятия решения, гашения колебаний груза на внешней подвеске, выдачи директор-
ных сигналов на отклонение командных стрелок приборов индикации в различных режимах.
Вычисленные управляющие сигналы поступают в ВУАП, который управляет непосредственно комбинированными агрегатами управления вертолетом (КАУ). При выполнении вышеперечисленных процессов КАУ производят соответствующие изменения углов установки лопастей несущего и рулевого винтов. При отключении ПКВ летчик может пилотировать вертолет вручную (РУ).
Рис. 10.18. Пилотажно-командный прибор: 1 — циферблат крена; 2 — шкала тангажа; 3 — флажок бленкера отказа команды по крену; * — единый индекс команд по крену и тангажу; 5•—флажок бленкера отказа команды по тангажу; 6 — символ вертолета; 7 —шкала отклонения от глиссады; 8 — индекс отклонения от глиссады; 9 — флажок бленкера отказа авиагоризонта; 10 — шкала отклонения от курсовой зоны; // — кремальера установки начального тангажа: 12 — указатель скольжения; 13 — шкала крена; /4 — индекс крена; 15 — совмещенный индекс малой высоты и отклонения от курсовой зоны; 16 — кнопка тест-контроля; 17 — флажок бленкера отказа радиовысотомера; 18 — шкала отклонения от заданной величины общего шага несущего винта; 19 — индекс отклонения от заданной величины общего шага НВ |
В зависимости от вида решаемых задач могут использоваться режимы: «Висение», «Маршрут», «Высота» и «Посадка». При этом некоторые датчики и системы могут отключаться на соответствующих пультах управления.
Вся информация, необходимая летчику для управления полетом вертолета по заданной траектории, выдается на двух приборах: пилотажном командном приборе (ПКП) и плановом навигационном приборе (ПНП).
Пилотажно-командный прибор (рис. 10.18) представляет собой указатель дистанционного горизонта с подвижными индексами
команд по крену и тангажу. Отклонение их от нулевого положения означает необходимость изменения углов крена и тангажа до прихода этого индекса к символу вертолета. На приборе индицируются: крен, тангаж, скольжение, отклонение от глиссады и курсовой зоны, малая высота, отклонение общего шага несущего винта от заданной величины. Имеются бленкеры, показывающие отказ
индикации какого-либо параметра. На панели прибора помещены также кнопка тест-контроля работы прибора и ручка установки начального тангажа.
Планковый навигационный прибор (рис. 10.19) является указателем курса и других параметров полета. Курс вертолета отсчитывается по вращающейся шкале 2 прибора против неподвижного верхнего треугольного индекса 3. Заданный курс устанавливается подвижным индексом 20 с помощью кремальеры 17. На шкале курса вращаются две стрелки. Стрелка с треугольным индексом 12 указывает курсовой угол на шкале 1 и пеленг радиостанции по шкале 2. На приборе летчика стрелка 12 может показывать азимут, измеренный с помощью РСБН> Подключение этой стрелки к тому или
иному датчику производится переключателем на пульте управления. Вторая стрелка с перекрестьем 8 устанавливается штурманом вручную кремальерой 13 на значение заданного путевого угла этапа по шкале 2. На приборах летчиков стрелка устанавливается автоматически на значение ЗПУ, введенное штурманом.
В центральной части прибора имеются вращающаяся шкала 14 и планка 16, указывающая отклонение вертолета от ЛЗП при полете по маршруту или от курсовой линии маяка при посадке. На правой части прибора по шкале 9 и подвижному треугольному индексу 7 У определяется отклонение вертолета от глиссады планирования при посадке. В верхней части неподвижной шкалы 1 имеется подвижный индекс 5, связанный с ДИСС, для отсчета угла сноса по этой шкале. При полете по ЛЗП с учетом УС стрелки 5, 16 и индекс 5 образуют одну линию.
Слева вверху расположен счетчик дальности 22, справа — счетчик заданного путевого угла 6 на приборе штурмана или азимута маяка РСБН на приборе летчика. Здесь же помещены два указателя (бленкера) 10 и 19 — сигнализаторы работы курсового и глис — садного канала посадочной системы и бленкер отказа курсовой системы 4.
Следовательно, ПНП получает сигналы от КС «Гребень», РСБН, ДИСС, средневолнового и УКВ АРК, аппаратуры, работающей с системами посадки. Подключение соответствующих систем обеспечивается переключателями на пультах управления летчика и штурмана.
Система траєкторного управления совместно с автопилотом образует систему автоматического управления и обеспечивает автоматизацию полета по ЛЗП, огибание рельефа, вертикальное снижение и висение. В состав СТУ входят аналоговые вычислители режимов «Маршрут—Висение» и «Высота — Посадка». При сопряжении ПКВ с БЦВМ система траєкторного управления обеспечивает автоматизированный полет по всему запрограммированному маршруту во всех режимах. Сигналы управления, выдаваемые СТУ по курсу, крену, тангажу и высоте, находятся в пределах безопасных величин. Функции летчика при траекторном управлении сводятся к контролю за работоспособностью САУ и датчиков комплекса.
При необходимости решить возникшую задачу, не предусмотренную программой полета (изменение маршрута, перенацеливание п др.), экипаж может изменить программу или, используя информацию, выдаваемую комплексом, решить ее с помощью других систем.
Система директорного управления формирует и выдает сигналы в тех же режимах на стрелки приборов ПКП и ПНП. Задача летчика в этом случае сводится к слежению за расположением командных планок и воздействию на органы управления вертолетом в целях удержания планок в нулевом положении.
Система гашения колебаний работает в режиме ВИСЕНИЕ и предназначена для гашения колебаний груза на внешней подвеске.
Центральный пульт управления предназначен для включения и отключения автопилота, режимов работы, сигнализации готовности к работе датчиков и вычислителей.
Управляющие сигналы в вычислителях ПКВ формируются на основе поступающих сигналов от датчиков и систем в соответствии с определенными законами. В зависимости от способа вывода вертолета в заданную точку различают два вида законов управления. Первый вид соответствует курсовому и путевому способам, но он не обеспечивает полет по ЛЗП; второй — маршрутному способу, при котором вертолет следует по ЛЗП.